В феврале в Москве вышла книга балетоведа Романа Володченкова, посвященная хореографу Игорю Чернышеву. С 1970 по 1974 годы Игорь Александрович был главным балетмейстером Одесского оперного театра, именно с его именем связывают расцвет нашего театра. «АО» решила узнать, кем был Игорь Чернышев для Одессы и помнят ли его сегодня в нашем городе.

Игорь Чернышев — солист Ленинградского театра оперы и балета, ученик Леонида Якобсона, один из ведущих хореографов 60–90-х годов XX века. Свою карьеру балетмейстера он начал в 1968 году на сцене Ленинградского Малого театра, поставив балет «Антоний и Клеопатра» с Аллой Осипенко и Джоном Марковским. Дебют был удачным: спектакль и сегодня, спустя сорок с лишним лет, воспринимается как тонкое и чувственное произведение искусства. В 1969 году Игорь Александрович был приглашен в одесский оперный на постановку «Щелкунчика». Чернышев попал в Одессу в непростое для театра время: только закончился ремонт здания, балетная труппа, не имевшая тогда своего балетмейстера, была в растерянности. Игорь Чернышев воспитан в лучших традициях ленинградского балета и, видимо, подготовки одесских артистов для реализации его замыслов ему не хватало. Поэтому Чернышев превратился в требовательного педагога и ввел ежедневные уроки для артистов балета.

«Когда Игорь пришел в театр, мы были счастливы, ведь он был представителем ленинградской школы!» — с удовольствием вспоминает балерина Светлана Антипова, проработавшая с Чернышевым все годы его жизни в Одессе. «Игорь по-настоящему раскрыл меня. Я станцевала у Чернышева свои лучшие партии… Период работы с Чернышевым — самый счастливый в моей жизни. Тогда об одесском театре заговорили в Москве и Европе — и всё благодаря Игорю!».

Наверное, наш материал не «случился» бы, если бы не Нелли Иванова-Георгиевская, старший преподаватель кафедры философии философского факультета ОНУ им. И. И. Мечникова. Нелли Адольфовна практически единственная, к сожалению, исследовательница творчества Чернышева в Одессе; в школьные годы ей удалось посмотреть все одесские постановки Чернышева и она влюбилась в его балет на всю жизнь. Сегодня Нелли Адольфовна активный соавтор книги, которая выйдет в феврале в Москве. «Первым балетным спектаклем Чернышева для меня стал «Щелкунчик», — вспоминает она. — Я видела разные постановки этого балета и привыкла к торжественно-радостной трактовке этой музыки балетмейстерами. Но здесь всё было по-другому. Рождественская сказка оказалась грустной философской притчей о жизни и смерти. Это был шедевр!».

За время работы в Одессе Чернышев поставил восемь балетов и два балетных номера. Классические постановки в его интерпретации отличало чувство меры и грамотность («Дон Кихот», «Спящая красавица» и «Баядерка»), но по-настоящему его оригинальность проявилась в собственных постановках: «Щелкунчик» (1969), «Спартак» (1972), «Свичкина свадьба» (1974) и «Тропою грома» (1972). Одесский театр стал для Чернышева настоящей экспериментальной площадкой. Он был балетмейстером-философом, в его больших спектаклях всегда присутствовала камерность и интимность, а на фоне масштабных социальных проблем раскрывалась сложная личность со своим внутренним миром и экзистенциальными проблемами. Также одна из ключевых характеристик балетмейстера — эротизм. «Эротичность его спектаклей не раз становилась основанием для критики коммунистически сознательными членами художественных советов, обвинявшими его в буржуазном формализме и разврате на сцене. Доходило до утверждений, что бывает советский арабеск и бывает буржуазный арабеск, так вот у Чернышева все арабески буржуазные», — вспоминает Нелли Иванова-Георгиевская. А дирижер Игорь Шаврук, работавший тогда с Чернышевым, в приватной беседе с Нелли Адольфовной рассказывал, как артисты оркестра прибегали на репетиции смотреть сцены вакханалии из балета «Спартак», удивляясь, неужели «разрешат» «такое».

«Знаете, он никого не боялся! — рассказывает Светлана Антипова. — В 1972 году он ставил «Спартака», работать было очень интересно. «Спартак» получился сильным спектаклем, там была оригинальная хореография, сложнейшие поддержки. «Умники» из обкома, пришедшие на сдачу спектакля, указывали балетмейстеру: «Здесь убрать, тут сократить». Но он не убрал ничего, ни одной поддержки, ни одной сцены! Нас пригласили на гастроли в Испанию и Португалию, а после о нас писали все тамошние газеты: «Кто поставил этот шедевр?..».

В конце 1974 года в театре состоялось собрание (Светлана Антипова характеризует его как «позорное»), на котором Чернышева принудили написать заявление об уходе. «Я чувствую огромную вину перед ним, — говорит балерина. — Ведь мы, артисты, тогда могли его поддержать, но мы даже не поняли ничего. А сейчас я понимаю, что чернышевский этап был «золотым» периодом нашего оперного…». В 1975 году, после ухода из одесского ооперного, Чернышев возглавил Молдавский театр оперы и балета, а в 1976 году стал главным балетмейстером Самарского театра, в котором проработал до 1995 года и уехал в Москву. Игорь Чернышев умер 30 ноября 2007 года.

Игорь Чернышев был человеком с непростой судьбой: имея перспективы в Ленинграде, он уехал «на периферию», как тогда говорили, — сначала в Одессу, потом в Самару. Оба театра поднял на высочайший уровень, но так и не успел реализовать там все свои замыслы. Не нашел «своего» места и в Москве. Балетоведы называют Игоря Александровича недооцененным хореографом. Надеемся, наш материал поможет Одессе вспомнить об этом талантливейшем человеке, сделавшем очень много для одесского балета.
Комментариев пока нет. Чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите.